С 1 января 2013 года организациям на УСН придется вспомнить, что же такое бухучет. С вступлением в действие федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ организации-упрощенщики будут вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность наравне со своими товарищами на общей системе налогообложения и ЕНВД. Насколько было хорошо до 2013 года, и почему с 1 января 2013 будет плохо — обсуждать не будем. Факт остается — бухучет УСН стал реальностью.

Было много разговоров и паники в начале 2012 года на тему: надо ли индивидуальным предпринимателям вести бухучет по новому закону. Теперь ситуация прояснилась и стало все понятно — не нужно. Потому что есть пункт 2 статьи 6 402-ФЗ, где написано, что ИП не обязаны вести бухучет, если ведут учет доходов и расходов или иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности.

Бухучет — к чему готовиться

1. Учетная политика

Для начала организациям на УСН нужно задекларировать — как именно будет вестись бухучет. Закон — законом, но существует много способов отражения фактов хозяйственной жизни предприятия. Как начислять амортизацию на основные средства, как учитывать себестоимость товаров и материалов, как формировать финансовый результат — и много еще чего должна прописать в своей учетной политике организация. Это нужно для того, чтобы проверяющим налоговикам на вопросы методического характера можно было показать учетную политику и успокоиться на этом.

Для Контур.Эльбы мы разработали шаблон учетной политики в соответствии с тем, как учет ведется в самой системе.

Попробовать Эльбу 30 дней бесплатно
Ведите бухучет в Эльбе!

2. Первичные документы

В законе № 402-ФЗ отсутствует необходимость применять первичку из альбомов первичной учетной документации Госкомстата. К слову, первичка — это основные кирпичики бухучета. Каждый факт хозяйственной жизни организации должен быть подтвержден первичным документом (товарной накладной, актом, товарным чеком, ордером и т д.). Раньше у налоговиков всегда был повод прикопаться к форме первички, а следовательно, в правильности проводки, и расчета финансового результата, и начисления налогов. Теперь этой возможности проверяющих лишат.

Фирма может сама разработать свои формы первичных документов. Главное — зафиксировать это в учетной политике и во внутренних нормативных документах. Вопрос, конечно, остается — насколько закипят мозги у проверяющих, когда каждая фирма будет приносить свои формы документов. Да и конфликты между контрагентами — тоже реальный риск. Поживем — увидим.

3. Бухучет без бумаг?

Есть возможность обмениваться с налоговой электронными документами, подписанными ЭП (электронной подписью). Это позволит фирме здорово сэкономить на распечатывании первички для проверки налоговой. Когда эта мечта станет реальностью — будет зависеть от многих факторов и случится не завтра. Но добро «сверху» есть, это уже что-то.

4. Упрощенный бухучет

Воспользоваться правом ведения бухучета в упрощенном варианте могут все субъекты малого бизнеса — организации с численностью сотрудников менее 100 человек и годовым доходом не более 400 миллионов в год. Под критерии субъекта малого бизнеса попадают все упрощенцы, поэтому, если вы применяете упрощенную систему налогообложения, то вполне можете вести бухучет в более легкой форме.

Из основных привилегий, которые упрощают бухучет малым организациям, можно выделить следующие:

  • Кассовый метод признания доходов и расходов в бухучете: Сам по себе кассовый метод прост в использовании, а правильность учета всегда можно проверить операциями по расчетному счету или кассе. При расчете налога УСН доходы и расходы также признаются кассовым методом, поэтому, казалось бы, его применение поможет сблизить налоговый и бухгалтерский учет, и, тем самым, облегчить работу. Но мы, все же, не рекомендуем пользоваться этой привилегией, потому что кассовый метод подходит не для всех. Чаще всего его использование может принести больше сложностей, чем облегчений. 
    Сложности возникнут уже с учетом основных средств. В бухучете стоимость основного средства переносится на производственные, коммерческие или общехозяйственные расходы при помощи амортизации. Используя кассовый метод, вы сможете начислять амортизацию только после полной оплаты основных средств. Бухгалтерский и налоговый учет основных средств полностью расходится. В налоге УСН основные средства списываются в расходы равными долями поквартально в течение одного налогового периода (календарного года). 
    Разница есть и в признании расходов на материалы. В налоге УСН их можно списать сразу же после фактической оплаты, а в бухучете для признания расхода материалы должны быть использованы в производстве. Так как при кассовом методе доходы и расходы тесно связаны с движением денежных средств — доходы признаются в сумме, полученной от покупателей, а расходы только в части оплаченных затрат, то сведения о дебиторской и кредиторской задолженности отсутствуют. Придется вести дополнительный учет обязательств.
  • Обобщенный план счетов: Вы имеете право утвердить в учетной политике сокращенный план счетов и обобщать хозяйственные операции на основных счетах. Этой привилегией стоит воспользоваться, т.к. сокращенный план счетов действительно может облегчить работу. В рекомендациях Минфина есть вся информация о счетах, которые можно укрупнить.
  • Упрощенные регистры бухучета: Если вы не занимаетесь производством, и у вас не более 30 операций в месяц, то вы можете вообще отказаться от ведения различных бухгалтерских ведомостей. Минфин разрешает вести только журнал учета хозяйственных операций. Этого будет достаточно для составления бухгалтерской отчетности. 
    Для компаний, которые занимаются производством, Минфин рекомендует вести также и упрощенные ведомости. Их можно разработать самостоятельно и также закрепить в своей учетной политике. Однако, во избежание споров с проверяющими органами мы рекомендуем по общим правилам использовать унифицированные формы бухучета, которые давно утверждены. С упрощенными регистрами инспекторы сталкиваются редко, поэтому излишние вопросы при проверке не исключены.
  • Бухгалтерская отчетность по упрощенным формам: Формы бухгалтерской отчетности для малого бизнеса были утверждены еще больше года назад. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Законодатели постарались упростить формы отчетности, поэтому некоторые статьи были урезаны и консолидированы по сравнению с обычными формами бухгалтерской отчетности. Упрощенными формами вполне стоит воспользоваться для годовой бухгалтерской отчетности. К тому же, применение упрощенных форм может снизить риск, что допущенная ошибка в бухучете окажется грубой. Под грубым нарушением правил ведения бухучета КоАП подразумевает искажение статьи бухгалтерской отчетности более, чем на 10% — за это положен значительный штраф. Так как формы для малых фирм содержат обобщенные показатели, то вероятность напороться на штраф снижается (накопить 10% в виде ошибок более крупного показателя значительно сложнее, нежели получить такое искажение в мелком показателе).
  • Микропредприятия могут вести бухучет без применения двойной записи: Компаниям, у которых численность сотрудников до 15 человек и годовой оборот не более 60 млн в год, разрешили вести бухучет без применения двойной записи. Такую возможность предоставил Минфин еще в марте этого года, подписав соответствующий приказ. Это нововведение можно назвать, пожалуй, самым неприменимым на практике. Поправки исключают такие понятия как «дебет» и «кредит», а вместе с этим и достоверность всех данных. При проверке такой системы учета вас неминуемо будут ждать неприятности.

 

 

Статья актуальна на 01.01.2014

Устали от предпринимательской рутины?

Попробовать Эльбу 30 дней бесплатно
Читайте также:
Все статьи по теме:
Поиск по справочной:
Найти
Поделиться ссылкой